Здравствуйте, мои дорогие!
Сегодня мы часто слышим по радио и телевидению такое сочетание как народ Израиля, или народ страны, любой страны.
Народ!
Народом можно стать только при наличии трех составляющих - это люди, язык объединяющий их и земля, их общее место проживания.
А евреи как нация были разбросаны по всему миру, благо, что как народ они не забыли свой язык, свои нравственные устои и исполняли законы Торы, но не имея общей земли, не могли стать народом своего государства.
А ведь была когда-то земля, земля обетованная, к которой они обращались в молитвах, земля, данная Всевышним Аврааму и его потомкам. Это мы узнаем читая Тору. << В этот день заключил Господь с Авраамом союз сказав:
Потомству твоему я отдал землю эту от реки Египетской до реки Великой, реки Пырат. >> бер.15/18.
Земля, земля с молоком и медом, ставшая заболоченной и пустынной.
Наши прадеды стремились возвратиться на эту землю, и верящие в Мессию, пытались хоть как-то способствовать возрождению земли. Но чтобы работать на земле, надо на ней жить, чтобы стать народом надо собраться на своей земле.
И вот тогда, лучшие еврейские умы в середине 19 века пришли к такой мысли: необходимо приобретать, покупать землю в Палестине у арабских землевладельцев и у Турецкого султана, правившего в то время, и на купленных землях создавать еврейские поселения, расселяя евреев на исторической родине.
Эту идею защищал рабби Алхалай Иегуда бен Шломо - поборник еврейского национального возрождения в Эрец Исраэль, основатель общества по заселению Палестины, живший в 1798 - 1878 годы в Австро-Венгрии.
Проекты заселения разрабатывали и евреи живущие в Иерусалиме. Так, еще в 1859 году началось строительство еврейских кварталов за пределами старого города и за 30 лет, т.е. до 1878 года таких кварталов было построено шесть.
Но чтобы приобретать землю нужны средства. Идею об учреждении национального фонда для приобретения земель в Палестине внес профессор математики Гейдельбергского университета Цви Герман Шапира.
Пятый сионистский конгресс, проходивший зимой 1901 года в Базеле, принял решение о создании этого национального фонда и постановил, что фонд будет достоянием всего еврейского народа.
Как создавался этот фонд?
- добровольными взносами людей
- учреждением "Золотой книги", в которую вносились особо значимые моменты в жизни семей за определенную плату, отдаваемую фонду.
- выпуском марки Еврейского национального фонда, доход от продажи которых шел в фонд
- пожертвованиями из копилок, стоявших в каждом еврейском доме
- благотворительными мероприятиями, организованными для сбора средств в фонд
Я хочу чтобы вы знали имена и фамилии энтузиастов, проводивших эту работу:
Иоганн (Иона) Кременецкий - глава фонда инженер-электрик из Вены, родившийся в 1850 году в Одессе, Александр фон Эйс - помощник И.Кременецкого, еврейский артистократ, генерал майор, Барон Эдмонд де Ротшильд, принявший на себя финансовую поддержку первых поселений и скупку земель по всей Палестине, Артур Руппин - руководительПалестинского отдела Сионистской организации, учрежденной в 1907 году.
Самым крупным пожертвователем в историческую родину ее народа стал Исаак (Ицхак Лейб) Гольдберг, подаривший фонду 200 дунамов земли в Хадере, земли для Еврейского университета на горе Скопус в Иерусалиме, и завещавший фонду 75 000 фунтов стерлингов. Исаак Гольдберг - один из первых российских членов "Ховевей Цион".
Еврейский национальный фонд на иврите - это "Керен Каемет ле-Исраэль".
Новое заселение Палестины началось в 1882 году репатриантами из России и из Румынии. Причиной репатриации стали еврейские погромы, проходившие в России.
Так начиналась работа по возвращению на историческую родину ее народа, по возрождению Святой земли.
Эти погромы способствовали тому, что среди еврейской молодежи появились такие движения как "Ховевей Цион" с центром в Харькове, как "Билу" - "Дом Иакова вставайте и идемте".
И группы молодежи добирались до Палестины, рыли колодцы, чтобы обеспечивать себя водой, сажали деревья, обрабатывали землю, строили первые домики и защищались. Поселенцы вынуждены были все время защищаться, так как желающих уничтожить их, изгнать, заставить уйти было много, и факты разрушения домов и поселений, угона скота, лесопосадок, рощ, садов на этой земле можно легко найти в исторических справках.
Но несмотря ни на что, количество поселений росло, росло и число репатриантов-евреев, вернувшихся и осевшихся и осевших на своей родной земле. А через 113 лет с 1882 года, эта земля стала родной и для меня.
До встречи, Рахиль.
|