Девятое Ава по еврейскому календарю, этот день в 2010
году наступает 20 июля. Девятое Ава вошел в историю еврейского
народа как самый тяжелый день скорби и плача! Девятому Ава
предшествуют 3 траурные недели по бедствиям народа. В еврейской традиции
их называют "Меж Теснин” - "Бейн гамецарин” и проходят они с 17 Тамуза
по 9 Ава.
Девятое Ава – это день разрушения святая святых Первого
Храма и Второго Храма на Храмовой горе в Иерусалиме, это день
подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, это день изгнания еврейской
общины Испании.
Первый Храм, построенный царем Шломо-Соломоном и
действующий в течение 410 лет был разрушен 9 Ава в 586 году до нашей
эры царем Вавилона Невухаднецаром. Храм был сожжен и, как рассказывает
предание, первосвященник, поднявшись на крышу горевшего Храма,
подбросил в небо ключи Храма, возвращая их Всевышнему, а с небес
опустилась ладонь и приняла ключи.
Второй Храм был разрушен
римлянами 9 Ава 70 году нашей эры. Второй храм существовал 420 лет. А
после подавления восстания Бар-Кохбы, которое тоже произошло 9 Ава
Храмовая гора была расчищена и вспахана. Восставшие выступали против
политики по насильственной ассимиляции евреев, против их планов
превращения Иерусалима в римский город, против переноса Второго Храма с
Храмовой горы, против строительства на Храмовой горе Капища Юпитера.
После разгрома восстания 100 000 евреев были распяты на крестах, сотни
тысяч проданы в рабство. Император Андриан, совершивший эти злодеяния
велел разрушить Иерусалим и вспахать Храмовую гору, и по указанию
священников церквей храмовая гора стала обязательным местом свалки
мусора для своих прихожан. Это произошло 9 Ава в 136 году нашей эры.
Знаменитый
религиозный мыслитель, философ, врач, астроном и математик, глава
еврейской общины Египта Моисей Бен Маймон–Рамбам ( 1135-1204г.) так
определил законы о храме: Тора предписывает построить Всевышнему Храм,
предназначенный для совершения в нем жертвоприношений, и приходят в него
в праздники 3 раза в год. В Торе подробно описан Мишкан, временный
Храм, Того, Кто это повелел.(1:1) Тора предписывает испытывать
благоговейный страх перед Храмом. Но не самого Храма ты боишься, а
Того, Кто это повелел.(7:1) Несмотря на то, что сегодня Храм пребывает в
разрушении из-за наших грехов, каждый человек обязан испытывать перед
ним благоговейный страх точно также, как в те дни, когда Храм стоял в
полном великолепии. Поэтому никто не имеет права зайти дальше, чем
разрешается, или сесть на территории Храмового двора, или вести себя
легкомысленно напротив места, где стояли восточные ворота. Ибо в Торе
сказано: "Субботы мои соблюдайте и Святилища моего бойтесь” – как
соблюдение субботы навсегда, так и боязнь Храма навсегда. Потому что
несмотря на то, что он разрушен, он остается в своей святости.(7:6)
В
Тегелиме ( 137:5,6) Мы читаем такие строки : " Если забуду тебя,
Иерусалим, да онемеет десница моя! Да прилипнет язык мой к небу, если не
буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!”
Разрушенный
Храм – это веками не заживающая рана в душе еврейского народа. В память
о разрушенном Храме появились многие детали быта. Например, во время
помолвки принято разбивать тарелку и глиняный горшок, во время свадьбы
жених, стоя под купой разбивает стакан. Фата еврейской невесты не
содержит золотых и серебряных нитей. Женщины еврейки не надевают сразу
весь комплект украшений. В будничные трапезы стол не украшается и сама
трапеза не сопровождается пением и игрой на музыкальных инструментах. В
домах евреев можно увидеть напротив двери не забеленный кусок стены
размером 50 см на 50 см, как память о разрушенном Храме.
Траур
по разрушению Храма начинается Постом 17 Тамуза ( 29 июня в 2010 году).
Пост открывает время скорби. В эти 3 недели не устраивают свадьбы и
праздники с танцами и музыкой, не покупают и не надевают новую одежду,
не поют, не слушают веселую музыку, не стригут волосы. С первого Ава
траур усиливается - евреи не купаются в море, не стирают белье, не едят
мяса и не пьют вина. Траур прерывается только на субботу, когда вступают
в силу ее законы, и можно есть мясо и пить вино. Последнюю субботу
перед 9 Ава называют субботой видения – шабат хазон, потому что в
синагогах в эту субботу после чтения Торы читают главу из книги пророка
Иешагу ( 1:1 -27) с первым словом Хозон… В этой главе пророк призывает к
покаянию, как к залогу избавления от греха. Главный день траура –
Девятое Ава. В этот день кроме основных запретов также не изучают Тору,
так как Тора – источник радости.
В ночь на Девятое Ава в
синагогах и у стены плача верующие сидят на полу или на низких
скамеечках, читают книгу Эйха и Киноты – "пиюты плача". Книга Эйха,
написанная пророком Йирмеяу - это плач по разрушенному Храму, плач по
Иерусалиму, по Иудее. А в пиютах плачах, читаемых после неё идет
повторение рефренов: " Ой, что случилось с нами …”, "В эту ночь будут
сокрушаться и стенать мои дети . В эту ночь был разрушен Мой Храм и
сожжены Мои дворцы. И весь Дом Израиля проникается моей скорбью…”
"Доколе будет плач…”
День Девятого Ава должен был стать Днем
освобождения, Днем прихода Мошиаха с скрижалями завета, с заповедями,
высеченными рукой Всевышнего. Но еврейский народ не смог провести
предшествующие Девятову Ава 40 дней ожидания на необходимом духовном
уровне и был наказан. Эти дни стали днями траура и поста. Как известно,
от первого Храма сохранилась западная внешняя стена – Коттель – Стена
плача, как ее называют народы мира.
На экскурсиях по Иерусалиму
гиды часто рассказывают легенду о Стене плача. Так, по легенде царь Шломо–Соломон
разделил все работы по отделке и строительству внешних стен между всеми
слоями общества, чтобы каждый чувствовал, что Храм – это достояние
всех. Южную стену строили представители знати, северную - купцы,
восточную - коины и левиты, а западную - бедняки. Все представители
общественных слоев, кроме бедняков вложили средства в строительство,
наняли рабочих из других стран, которые и построили стены. А бедняки
иудеи строили свою западную стену сами. И когда строительство было
закончено с небес раздался голос Всевышнего: "Собой клянусь, что
Западная стена будет стоять вечно и Шхина Моя не отойдет от неё.” Шхина
– это присутствие Всевышнего. Западную стену Храма избрал Всевышний
местом своего пребывания на земле.
Коттель – Стена плача, возле
которой евреи оплакивают погибший Храм и просят о милости Всевышнего к
святой земле и её народу.
Коттель – стена у которой, читая
молитву Шма Исраэль, евреи просят о милости к стране Израиль и о
скором приходе Мошиаха, о милости и благословлении на решение многих
проблем в жизни.
Коттель – стена надежды на самую близкую духовную
связь со Всевышним и её благодатное влияние на нашу жизнь.
У
стены плача - у Коттеля евреи молятся о восстановлении Храма, и верят ,
что с приходом Мошиаха и восстановлением Третьего Храма придет полное
освобождение из изгнания, из галута.
Девятого Ава эти молитвы
особенно трагичны, их читают сидя на земле, без талитов и тфилинов,
читают шепотом. Девятого ава евреи также как и любой другой день ждут,
когда Всевышний пошлет окончательное и полное избавление и возможность в
полный голос радоваться жизни.
Статью подготовила Рахиль Использованы книги Тегелим, Пророки,
Еврейские традиции.